История. Архив публикаций
Самый популярный писатель в БК Вряд ли кто станет спорить, что самым часто упоминаемым писателем в форумах, чатах и на клановых сайтах «Бойцовского клуба» является Сергей Лукьяненко. Идеи писателя об изначальном противостоянии сил Света и Тьмы (четыре романа о дозорах), о виртуальном городе Диптауне и дайверах «глубины» и пр. – можно сказать, предсказали наш виртуальный мир. Даже самая мощная задумка, которая лежит в основе БК, также принадлежит вещему перу великого мэтра. Она описана в романе «Императоры иллюзий». Это ОТАН – фактическое бессмертие. Разве никто из нас не задается вопросом, почему мы боремся – крошим других чаров в порошок, нас мочат, а мы воскресаем! Сохраняются наш опыт, склонности, сила, ловкость, выносливость… Единственное, откушенное ВЦ прирастает медленно и мучительно, но и это поправимо. Разница лишь в том, что в реальном мире «Императоров иллюзий» ОТАН покупается за огромные деньги, а его вживление – страшная пытка. В виртуальной среде «Бойцовского клуба» ОТАН уже подарен богами, общедоступен и абсолютно бесплатен. Можно, конечно, добровольно отказаться от бессмертия (блок ПСЖ), или его отберут за грехи особо тяжкие (мультоводство, неправильное ДР, обман игроков, прокачки, РВС). Однако умирать мучительно неприятно, что в реальном мире «Императоров иллюзий», что в виртуальном бою, даже сто раз зная, что воскреснешь. Особенно, когда до победы осталось совсем чуть-чуть, а умираешь в проигрыш… Хотя если группа выигрывает, то виртуальная смерть в «Бойцовском Клубе» воспринимается как рядовая мелочь жизни, ее даже не замечаешь… Лик в голубом экране На днях, переключая пультом телеканалы, наткнулся на сценку. Вальяжный ведущий брал интервью у Сергея Лукьяненко. Фамильярно обращаясь к мэтру Сережа-Сереженька и задавая «умные» вопросы. Но было видно, что ни одного произведения писателя ни ведущий, ни сценаристы программы не читали. И пригласили его – просто как популярного нынче классика. Ведь главное даже не о чем спрашивают, а кто отвечает. К сожалению, часто случается, что талантливые писатели становятся заложниками своих произведений и их коммерческого успеха. Писатель блистает на телеэкранах, светских раутах, снимает фильмы. Продажи его старых книг возрастают. Но и новых не появляется. Что мучительно больно для почитателей и поклонников его таланта… … Однажды я ехал в машине моего сослуживца. Тот долгое время жил в Казахстане в Алма-Ате. И, кстати, пишет весьма талантливую прозу. Коллега рассказывал, как несколько энтузиастов (включая его самого) организовали в Алма-Ате клуб любителей фантастики. И наряду с местными «мэтрами» - взрослыми мужчинами – заседания клуба посещал и щуплый студент-медик, который приносил свои рассказы. «Помню, мы слегка посмеивались над его энтузиазмом, но всегда его подбадривали как старшие товарищи. Мол, давай, Сережа, пиши! Кто ж мог подумать, что он так рванет!» - рассказывал коллега, бывший офицер милиции, восхищенно отзываясь о друге по прошлого. По темным улицам идет… Конечно, давним поклонникам творчества Лукьяненко было интересно посмотреть «Ночной дозор». Много спецэффектов, надрыва. И вроде бы красиво… Но все же ряд ключевых моментов упущен. Прежде всего, сцена, когда Антон собирает позитивную энергию всей Москвы. Этой немереной силой, он мог бы остановить ураган (или попытаться сбить воронку над Светланой). Но сию огромную накопленную мощь он обратил в себя. А поскольку никто из руководства дозоров – ни Гессер, ни Завулон – не ожидали такого шага, то и остался герой ненаказанным за свое преступление. И, как мы увидим в дальнейшем, после этого поступка магические способности Антона существенно возросли. Тогда как в фильме практически не затронуты вопросы иерархии среди иных, столь важные для понимания сюжета… Но вот история с мальчиком, которая в книге представляется побочной и второстепенной, в фильме вынесена на первых план. Причем поставлено все очень ярко, остроумно и изящно. Что ж, фильму фильмово, книге книгово. Из всех фишек мне больше всего понравилась вывеска «ГОРСВЕТ» над штаб-квартирой Ночного дозора. Но это мне, светлому. А вот истинно темному Питеру Брейгелю, который Лукьяненко доселе не читал (зато, кажется, прочитал все из зарубежной классики от Гомера до Джоан Роулинг), понравилась сцена с превращением Ольги из совы в женщину. Видя недоумение Антона: «Что-то я не слышал о таких наказаниях, чтобы в сову превращать», - Ольга так небрежно парировала: «Да ты и о преступлениях ТАКИХ не слышал». Кстати, в случае с дозорами в основном превозносится талант Сергея Лукьяненко. Но важно подчеркнуть и мощный вклад в развитие цикла со стороны Владимира Васильева – тоже талантливого, яркого и самобытного писателя. Конечно, Васильев чуть-чуть уступает в классе Лукьяненко. В отличие от мэтра у него нет такой отточенности стиля. Многие из сюжетов в романах Васильева – это заимствование и творческое развитие чужих идей. Но все эти оговорки не мешают признать Васильева – одним из крупнейших российских фантастов. На мой взгляд, бронзовым призером в тройке лидеров российской фантастики после Сергея Лукьяненко и Романа Злотникова. Так что если вы в самом начале статьи усомнились, что книг о дозоре сейчас именно ЧЕТЫРЕ, бегите в книжный магазин и ищите на полках роман Васильева «Лик Черной Пальмиры». Действия происходит в Питере и на Украине. А смысл романа: инициирование городов – технология, которая теперь, кажется, ненавязчиво реализуется и в «Бойцовском клубе». А как мы узнали… Если есть точки отсчета, когда жизнь можно поделить на «до» и «после», для меня одной из таких вех стало знакомство с творчеством Сергея Лукьяненко. Дело было осенью 1996 года. Станция метро «Университет» (г. Москва), где я ходил за книгами в маленькую библиотеку с шикарным разделом иностранной литературы. Настроение было препротивное: в очередной раз завалил главный экзамен, оставалась еще одна безнадежная попытка, за которой светило отчисление. Около метро я остановился у небольшого книжного развала рядом с цветочным рынком. Тупо смотрел на книги, тщетно пытаясь совладать с эмоциями и ощущением безысходности. Продавец стал что-то предлагать. Я ответил, смотря сквозь него: «Посмотрите на меня. И дайте мне такую книгу, чтобы мне было ее интересно читать. Я куплю. Но если будет неинтересно, я лично приеду и верну ее Вам». Он с чувством протянул мне пухлый синий том фантастики. Ничего не говорящая фамилия автора: Лукьяненко. Роман «Императоры иллюзий», написанный как следовало из аннотации по впечатлениям от компьютерной игрушки «Мастер Ориона». Неохотно отсчитывая деньги (еще бы тратится студенту на всякие чепуховые романы), я грозно и решительно сказал молодому человеку-продавцу: «Я ведь точно верну», на что он с гордостью парировал: «ОК. Но мне еще никто не возвращал». Я спустился в метро. На эскалаторе раскрыл книгу… Ехать мне было одну станцию до «Проспекта Вернадского», но очнулся я, когда поезд проверяли сотрудники метрополитена (перед тем, как пустой состав уходит в тоннель) на конечной станции «Юго-западная». На обратном пути я тоже чудом не проехал свою станцию, выскочив из вагона в последний момент. Книга цепляла. Два дня с минимальным перерывом на сон я ее читал… На третий день был решающий экзамен. После сорока минут сплошного позора я получил свою тройку, которой несказанно обрадовался. Потом книги мэтра пошли потоком. И уже был не вопрос, покупать их или нет. Они проглатывались в тот же день, как появлялись. Даже возникла мечта, а не написать ли что-то подобное. Но каждому свое, по мне так всяко хочется быть благодарным читателем. Но уж очень медленно Лукьяненко выставляет на суд публики свои творения. Так что может ненароком скоро кто-нибудь из почитателей творчества мэтра задастся тем же вопросом, что и Лукьяненко в начале карьеры: а не написать бы то, что самому и друзьям было бы интересно прочитать, пока любимые классики на лаврах полеживают, а издательства не предлагают «клёвых» новинок. Приводя в порядок книжную полку… У меня много «любимых» произведений Лукьяненко. Безумно понравились «Рыцари сорока островов». История малолеток, попавших на другую планету, где есть сорок островов, соединенных между собою мостами. Они должны сражаться с друг с другом, ибо после установления гегемонии над всеми островами, у победителей, возможно, появится шанс вернуться в свою реальность. Дети гибнут в реально-виртуальных схватках, познают первую любовь, цену дружбы и предательства. Только вот конечная цель – почти недостижима, ибо над орбитой планеты сидит администрация, которая в нужное время, в нужном месте подстраивает конфликт, следит за равновесием… И как это все похоже на мир «Бойцовского клуба». Вроде все сами по себе, в разных городах и комнатах… Стремимся выйти, кто на 2 уровень, кто на 8-й, а кто и на 11… А цель почему-то все дальше и дальше. И где-то ненавязчиво на Орбите попивают чай Мусорщик или Падальщик, смеясь над потугами тараканов-людишек преодолеть непреодолимое… Или простой рассказик-триллер «Мой папа – антибиотик». Когда неведомый друг обычного мальчика с Земли живет на другой планете далекого Солнца, где происходит восстание. И именно отец мальчика – офицер элитного галактического спецназа (подразделение, впрочем, носит вполне мирное медицинское название «антибиотик») направлен подавлять это восстание. И друг мальчика, конечно, погиб. Но отец, вернувшись из командировки приносит сыну смертельно опасный подарок… Благими намерениями выстлана дорога в ад: лейтмотив многих романов Лукьяненко. Задумываемся ли мы о последствиях своих шагов. Гениальный академик Хромов, потерявший в авиакатастрофе Ту-154 своего сына, невестку и внука, берет из детдома чужого мальчика. И воспитывает из него специалиста, который должен сделать так, чтобы Земля обрела равноправие в семье цивилизаций и рас Галактики. Мальчик считает, что он сам чего-то достиг. Гордится своим «родным» дедом. Но готов ли он узнать правду? И хотел бы он вновь пережить все тяготы, на которые его облек прозорливый «дед»? Или супер-дайвер Глубины. Получив ключ от виртуальной реальности, он ее уничтожает. Уничтожает свой мир, в котором жил и достиг выдающихся успехов. Он не думает, что не приспособлен к реалу, что там он никому не нужен. И кроме своих суперспособностей в мире виртуальном – у него за душой ничего и нет. Но в гордыне своей он винит виртуальный мир за то, что тот отвратил его от реала. Воздуху осенних улиц он предпочитает запахи виртуального стимулятора. А вместо курицы реальной с не меньшим аппетитом пожирает виртуальную. Он, как и большинство жителей виртуального Диптауна дико завидует создателю программы виртуальной реальности. Ведь это был обычный, рядовой программер, который решил написать программу для удобства медитации, а ненароком нашел ключ к глубине. И за кратчайший срок, ставший богатым и знаменитым. И самые удачливые дайверы мечтают, если не повторить его путь, то хотя бы приобрести, найти или получить «за заслуги» артефактное кольцо, дающее индульгенцию за преступления на глубине... В общем, обычная зависть, пагубная привычка, нежелание выдавливать из себя раба, неумение проявить волю… Вместо того, чтобы работать над собой, герой подспудно винит окружающую его виртуальную реальность… А дальше, хоть потоп. Здесь Лукьяненко предсказал многое… Даже богатых людей в реале, занимающихся попрошайничеством в мире виртуальном, хотя казалось бы… Или вспомним другой цикл романов. Несчастный принц, за которым охотится половина тридесятого царства. Но тринадцать «апостолов» – людей простых, но разных, с необычными, но в тоже время рядовыми судьбами – спасают его из передряг. Принцу выпало несчастье узнать изначальное «Слово», которым спаситель на заре веков одарил человечество. А знание слова позволяло иметь при себе мини-сейф, класть туда на хранение в холод ценные предметы. Вроде слово давалось во благо людям. Но за тысячи лет оно приносило лишь несчастья. Если благородный человек умирал, то никто не мог достать с холода нажитое им, если при жизни не узнавал слова. А ведь стоило нечаянно проболтаться кому-то, и твоя директория уже выпотрошена (по аналогии с «Бойцовским клубом» сопоставимо, если выдать первому встречному логины и пароли от чара). Слово знали единицы. Но те, кто знал, отнюдь не были высоко моральными людьми. Стоило торговцу зазеваться, а мошенник сказал волшебное слово, и нет понравившегося ему товара… И доказать ничего невозможно… Так вот. Поняв изначальное слово и технологию его воздействия, принц первым делом вытряхнул из тайников то, что было накоплено там за долгие десятилетия. Вместе с ценным железом (острый дефицит в том мире), на землю в грязь полетели бесценные картины, чудом пережившие века… А люди азартно кинулись драться между собой за обладание нечаянным богатством… Вроде хотел всех осчастливить, «а получилось как всегда...» И даже 12 апостолов пошли за ним в светлое царство. А вот один – предал, отказался идти в рай за пророком… Вместо послесловия. Поклонникам творчества Сергея Лукьяненко рекомендую посетить сайт автора на портале «Русская фантастика». Скачать на странице Лукьяненко в разделе «музыка» песню «Выбор», исполненную одним из соратников и соавторов великого мэтра – писателем Юлием Буркиным. Открыть баночку «Клинского» и получить высшее удовольствие… 18.09.2004 12:22 - Граф Клинский
|