История. Архив публикаций
Все играющие играют одинаково, вне зависимости от значков, такова природа игры как процесса. И те, для кого БК - всего лишь игра, - могут сколько угодно «биться за Свет» или «сражаться за Тьму» - никто их не различит. Жаль - Ангелы поздно прозрели. разговор на кухне Может быть, он и потерял уважение соседей, но зато приобрел... впрочем, увидите сами, приобрел он в конце концов или нет. Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит или Туда и Обратно» - Не ходи к ним, они - темные... - Они - темные, а вы - хуже: вы лжёте! по тёмным улицам летит Иисуса знаю, и Павел мне известен. А вы кто? Цена вопроса ...Пятнадцатого сентября 2007 лавочка была прикрыта. Регистрировать можно только серые кланы. Это - факт номер три. Момент истины. Любые рассуждения на тему склонностей рано или поздно приводят исследователя в тупик, что доказано горьким опытом многих и многих БКшных философов. Ибо, когда отлетает шелуха красивой демагогии, в руках остаются два взаимоисключающих термина: игра и этика. Или: «Не парьтесь, это всего лишь развлечение после работы». Или уж: «Ведите себя достойно - как в жизни». В первом случае - всё путём, разговаривать не о чем, расслабься и получай. Во втором - об отдыхе лучше забыть. Принятая склонность потребует от тебя в высшей степени серьёзного отношения к происходящему. Как показывает практика, пользователей проекта не устраивает - при всей его простоте и очевидности, - первый вариант, иначе поднятая мной тема не была б такой древней. Сколько копий сломано... Воз и ныне там. Однако стоит заикнуться о втором варианте - о, что тут начинается! «Вы заигрались! Это - всего лишь игра! Немедленно расслабьтесь, дышите глубже, вы взволнованы...» - общество оттолкнёт восставшего человека как инородное тело. Да он и есть теперь инородец, только вот с понятием «заигрался» его точка зрения не имеет ничего общего, наоборот: он впервые, забыв про игры, взглянул на вещи взрослыми глазами. Всерьёз. И дети, роющиеся в песочнице, моментально перестали его понимать. Шесть лет вращается наш мир. Шесть лет на его небосклоне загораются и падают за горизонт светила форумной мысли - все попытки совместить несовместимые понятия, примирить людей, открыть истину, бесплодны. Этика поведения Тёмного и Светлого по-прежнему находится вне пространства геймплея. Почему? Обратимся к первоисточникам. «...Игра не знает различения истины и лжи, добра и зла, в ней не заключено религиозной функции и правовых норм, хотя игровое начало присутствует в самых различных формах культуры, в том числе и в искусстве, религии, науке, праве и др...» Чтобы сформировать философию Тьмы и Света, начать нужно с определения разницы между ними. Задача несложная, даже невзирая на то, что к двести сорок пятой странице лога сам чёрт не отличил бы Светлого от Тёмного, не будь на них значка. Сложности начинаются позже - когда к значкам приходится привязывать систему ценностей. Можно бы этим пренебречь. Но я уже упоминал: первый вариант пользователя не устраивает. А поиски приемлемого второго варианта заканчиваются ничем: как ни старайся найти под ногами почву для рассуждений, как ни развешивай в воздухе словеса - пространство игры дискредитирует любые диалектические пары, кроме одной. Здесь нет добра и зла, ибо злом для игры может быть лишь отсутствие её. А уж коль скоро игра началась, это по умолчанию трактуется положительно. Здесь не различают ложь и правду - условности игрового мира являются ложью все до одной, но игроки добровольно в них верят. И не чувствуют себя обманутыми. Игра не знает праведников и грешников: здесь правила - единственный свод норм поведения, а всё, что в ими не описано - «игровая возможность». В результате остаются лишь два противоположных понятия, на которых выстроена вся игровая диалектика. Выигрыш и проигрыш. Это всего лишь игра. Не можешь выиграть честно - выиграй как-нибудь. Победителей не судят. Вот и вся мораль. Мусорщик был хитёр и прозорлив, позволив своим детям жить с этой моралью. Мироздатель оказался менее дальновиден: Свет на такой диалектике не построишь, а иной в игре просто нет. «Оттого тут, понимаешь, и реформа не идёт!» (с) Куклы И смотришь в прошлое с невольной тоской. Тогда игра шла по иным правилам. По правилам воинского пути. И вечного стремления к совершенству. Наши отношения с Ангелами напоминали шахматную партию. Они придумывали новые вещи - мы изобретали комплекты. Они корректировали математику боевого процесса - мы создавали формулы и писали аналитические статьи. Они развивали мир - мы развивались вместе с ним. Мы пытались их переиграть, но, решив очередную задачу, ждали следующей - мы хотели, чтобы игра продолжалась. И не требовались ни склонности, ни натужные оправдания, ни постоянное нытьё - игра шла вперёд без светло-тёмных костылей, оставаясь в рамках диалектической пары «выигрыш-проигрыш» и прекрасно себя там чувствуя. Как в настоящих шахматах, единожды сделав ход, откатиться назад было невозможно. Все - думали. А уж потом - жали кнопки. Что такое «отвечать за принятое решение» - никому не приходилось объяснять. Мы ценили свои персонажи - кропотливый труд по их созданию начинался с первого шага, с первого уровня, ошибочно вброшенный стат потом аукался долго - думали! Мы хвалились друг перед другом сохранёнными логами - лучшим доказательством умения размышлять. Мы стремились к совершенству единожды избранного пути. Мы не знали, что такое «дождаться первого мая и стать магом, потому что маг рулит..." - стоимость каждой минуты в БК определялась не количеством потраченного баблосика, а количеством применённого интеллекта. Бросить партию и сбежать легко. Догадаться, как выкрутиться из усложнённой формулы расчёта наносимого урона - вот настоящая победа! Слабые - сбегали. Им не было места в мире. И потому это был прекрасный мир. Мечты, совершенствование, стремление, истинное братство, обоснованная вражда - на что, на что мы всё это променяли? • Перекидка одного стата: 5кр. • Сброс всех умений: 25кр. • Сброс особенностей: 25кр. • Излечение выбранного пристрастия: 25кр. Дальше - тишина... Знахарь - об этом задумываются немногие - сильно облегчает расчёты изобретателям новых вещей. Зато он навсегда уничтожил чувство ответственности за принятое решение. То самое чувство, которое отличает истинно врослого человека от биологически старого истеричного пубертата. Эй, слабаки! Добро пожаловать обратно! Вами - истеричными пубертатами - заполнены все форумы, ваш настоящий возраст не имеет значения - в БК вы все выглядите именно так! Воинские школы уничтожены. Диалектика «выигрыш-проигрыш» заменена общим приоритетом «руля». Руль - это экспа, руль - это смысл жизни, руль - это двигатель истории... Да, ерундовый двигатель. Но другого нет. И играть стало неинтересно. Ибо не осталось тех идеалов, которым можно служить. «Дайте нам знамя, чтоб мы могли клясться знаменем! Дайте нам имя, чтоб умереть во имя!..» И вынесли на знамёна - склонности. Но служить им никто не пожелал. Не тот контингент-с... Хотя - разумеется - я ко многим несправедлив. Отнюдь не все приходят в БК развлекаться. Служение идеалам присутствует, несомненно, и здесь, просто эти идеалы не имеют со Светом и Тьмой ничего общего. Рассмотрим поближе. Первый, кто приходит на ум - конечно же, модераторы. Они служат закону, порядку - такова их работа. Закон БК не предусматривает склонностных льгот, поправок и тем более - отдельных статей для игрока, одарённого Светлым или же Тёмным значком. При чём тут склонность? Ни при чём. Служат люди, по старой памяти фанатично относящиеся к игровому процессу и избранному воинскому пути. По старой памяти они продолжают свою шахматную партию, совершенствуют формулы, подгоняя их под математику боя, пишут статьи, по которым учатся новички, стойко переносят поражения, когда их комплект перестаёт рулить... К таким людям нельзя отнестись неуважительно. Но они в наше время малочисленны, как малочисленны настоящие мастера-шахматисты, как малочисленна настоящая элита - воинская, научная, богословская... И их служение к склонности отношения не имеет. Служат клановые персонажи - интересам клана. Вне зависимости от значка. Спросите любого из - скажем - Mercenaries: «Кто ты?». «Я - Мерк!» - заявит он. И будет прав. Глупо было бы ждать от него ответа: «Я - нейтрал». При чём тут склонность? Да ни при чём. Всё. Я перечислил три основных направления деятельности, не связанных с качем. Больше у нас - хорошо это или плохо - ничего нет. В данных же пределах деление игроков на Свет и на Тьму, как мы видим, лишено смысла. Проще говоря - всем на них плевать, на значки эти. А пафосные рассуждения: «Да у меня свет в душе!» - не несут в себе настоящих магнитных полюсов, притягивающих стрелку духовного компаса. У всех свет в душе. Без света мыться неудобно. Ни в душе, ни в ванне, ни в бане. Уважаемые игроки! Взгляните истине в глаза. Это неприятно, но попробуйте - вдруг получится? Вам всем плевать на Свет и на Тьму. У вас совершенно иные ценности. Как в окружающем мире, так и в игре «Бойцовский Клуб». Самое же трагичное - Свету и Тьме в ответ плевать на вас. Именно так следует определять корень неудач, именно поэтому попытки воззвать к упомянутым силам не приносят ничего, кроме бесконечного срама, ибо ни один бог, ни одна стихия, ни одна религиозная святыня или идея не отвечает на ложные молитвы. «О мусорщег! Тьма, тьма и тьма! Йа буду тваим слугоы вавекивикоф!» - тишина в ответ. «О Мироздатель! Мы встали на путь света и ждём твоего благословения прям щас и немедленно!» - надменное молчание. Причиняешь добро, наносишь пользу, подвергаешь ласке - результат твоих действий только смешит обывателей. Изо всех сил наводишь ужас - да где взять те силы? Их за екр не купишь. А черпать из реальной жизни нет возможности, ибо и там не осталось Света и Тьмы. В ком осталось - те давно в Ангелитете. Гробят впустую программный ресурс, ведя безнадёжную схватку с человеческим равнодушием. И терпя поражение по всем фронтам. «...Признай, Светлый Ангел, что ты проиграл, у тебя не осталось союзников в этом мире...» Лорд Разрушитель. Пустые трибуны УСЗ «Дружба». Нужны ли ещё доказательства? Вам всем плевать. Если кто-то заявит, что он приходит в БК служить избранному Светлому (Тёмному) пути - вы сами поднимете его на смех. Заигрался. Любая естественная тяга к абсолюту со стороны окружающих для вас неприемлема, ибо тревожит вашу совесть. Вам некомфортно с такими людьми. Каждый обыватель стремится избавиться от нравственных ориентиров, заменив их тотальным цинизмом - наиболее выгодная позиция в начале XXI века. Иначе сойдёшь с ума от несоответствия слышимого и видимого. Те же, кто отвергает ваши ценности и ваш цинизм - изгои. Где после этого ангелам взять союзников, чтобы с ними - плечом к плечу - творить историю мира БК? Кто станет Хранителями Света и Воинами Тьмы, если реальность перемещена в иную сеть координат, и людей в Свет и Тьму в БК берут как на работу в офис, совсем будто... Нет, не может быть. Не может быть - но есть. ...офис Дневного Дозора, офис Ночного Дозора... Не ищи - не найдёшь там ни настоящей Тьмы, ни истинного Света, зато вместо малоприятных этических абстракций во главу угла выведена корпорация: в какой фирме получаешь зарплату - те идеалы и твои. Данная схема понятна современному человеку, он хочет жить именно по ней, писанина Лукьяненко имеет у менеджеров среднего звена оглушительный успех, ибо отвечает внутреннему запросу такого читателя. Не придумать для этой публики лучшей системы ценностей, чем конфликт корпоративных культур. Несчастные придурки Хранители с Кольцом Всевластья давно никому не интересны. А корпоративные культуры по большому счёту - одинаковы. Столкновение логотипов. Конкуренция торговых марок. Ярмарка престижа и тщеславия. Не имеющая с первым законом диалектики ничего общего. История стоит в тупике... «А кто-то вздыхал об утрате исходного смысла, Пытался сберечь на земле неземной идеал. Высокая мысль без опоры в пространстве повисла - А мрак нависал... Мы - играли. А Враг - не играл!» Э.Р.Транк Серейшая из серейших - обывательская - мораль. И соответствующие ценности. Вы приняли их добровольно. Добро пожаловать на тот свет. Могильное место оплачено из прижизненных сбережений - спешите занять, ибо «Дозоры» вряд ли переживут своего автора. Бездарная мораль-однодневка является главной мотивацией героев этой книги, этической системой координат, точкой отсчёта. И построить на таком фундаменте настоящий мир нельзя. Для фентезийного же геймплея нужны именно Хранители. Какими бы заигравшимися придурками они вам ни казались со стороны. Я уже слышу возражения: «Да кто ты таков, чтобы судить красивого меня, дай мне Кольцо, я понесу!» - успокойся, Фродо, выдыхай. Кольцо у тебя на шее. Только несёшь ты его в банк. Под проценты. (продолжение следует) 29.04.2008 04:56 - Ardenn
|