История. Архив публикаций
Полемические заметки социолога-любителя. Человечество погубят его же собственные понты. Элронд. 1. Политическая борьба ни за что. 1.1. Современный Бойцовский клуб иной раз уместнее было бы назвать Политическим, а не воинским. Даже собственно боевые успехи зачастую являются средством достижения политических целей. Относительно свежий пример тому – знаменитая дуэль Со своей стороны, интеллектуалы БК, которых пока ещё сложно назвать интеллигенцией, нередко заявляют о своём пренебрежительном отношении к боям. Такие личности предпочитают доказывать собственную значимость для проекта на ниве публицистики и литературного творчества. Не удивлюсь, если через некоторое время БК-шный интеллектуал будет считать дурным тоном проведение боёв после достижения, скажем, 7 уровня. Исключением, разумеется, останется так называемая «кулачка», которая, как известно, требует недюжинных способностей в сфере стратегии и тактики и, поэтому, всегда будет считаться боевым искусством для избранных. Так или иначе, но в БК было и есть немало личностей, политические амбиции которых очевидны, хотя и реализуются они различными способами. И в этом процессе ключевую роль играют кланы. Это явление в БК чаще всего принято характеризовать высокопарно: «Клан – это моя семья», - с пафосом заявляют представители как многочисленных, так и совсем небольших игровых объединений. Хотя, на мой взгляд, совершенно очевидно, что БК-шный клан скорее напоминает политическую партию, чем более или менее разветвлённый род. Кстати, идейные «партейцы» в реале тоже нередко называют свою партию семьёй. Принципиальное отличие Ордена Света и Армады от любого клана состоит в том, что эти структуры играют роль замысловато организованной исполнительной ветви власти – бюрократического и правоохранительного аппарата. В рамках этой аналогии Администрации проекта достаётся роль эдакого коллективного Гаранта, сиречь Президента. 1.2. При этом возникает закономерный вопрос – а за что, собственно, борются политики и политические партии БК, если в проекте отсутствует представительная ветвь власти? Точнее, в проекте нет официально действующих властных органов, в которые можно было бы избираться, чтобы представлять интересы определённого общественного слоя. Тем не менее, некий забавный и весьма аморфный аналог представительной власти в БК существует: немногочисленные владельцы артефактного оружия и доспехов или особо дорогих фул-комплектов. Почему их можно в некотором смысле приравнять к парламентариям? Да потому, что именно на их возмущение, оценки и прочие «запросы» Гаранты-ангелы реагируют чаще всего. И значительно реже – на публичные обращения игроков-политиков, чей авторитет подкреплён всего лишь известностью в БК-шном социуме. В итоге, арт-парламентарии могут оказать заметное влияние на устройство и правила жизни в БК. Это, конечно, далеко не полноценная законодательная деятельность, но издали и с большого бодуна она немного напоминает законодательную инициативу. То есть, сходство между реальным парламентарием и БК-шным артником в том, что и на тех, и на других Верховная Власть реагирует похожим образом. Комедийность ситуации заключается в том, что стать псевдо-парламентарием-артником в БК можно очень легко, хотя и дорого. Нет нужды ни в политической идее, ни в программе, ни в предвыборном штабе, ни в имиджмейкере. Можно быть нелюдимым, хамом, эгоистом и просто неинтересным человеком. Достаточно вложить деньги, получить дорогие картинки и добраться с их помощью хотя бы до 9 уровня. Лучше до 11, конечно. А потом такому лидеру достаточно просто захотеть на что-то или на кого-то влиять. Именно за таких персонажей и борются наши политические партии – чем больше в клане хорошо экипированных старших уровней, тем больший политический вес приобретает клан. Достаточно вспомнить – кто задавал вопросы Мульти-Гаранту всея БК на пресс-конференции по поводу новой магической системы. 1.3. Отдельная тема – политическая борьба Ордена Света и Армады. В этой борьбе некий смысл присутствовал, как минимум, изначально: противостояние Свет-Тьма искусственно создавалось, по всей видимости, для повышения интереса к игре. Однако существенного и, главное, стабильного интереса к этому политико-военному противостоянию в БК-шном обществе нет. Почему? Потому что нет, прежде всего, войны идей. Откуда взяться идеям, если и та, и другая структура работают по совершенно одинаковым правилам, хотя и с вопиюще различным качеством? А за философские и мировоззренческие изыскания никто не станет платить. Да и на процесс игры подобные построения никак не повлияют: и тёмный, и светлый одинаковым образом ставят удары и блоки, и даже магия абсолютно не зависит от мировоззрения того, кто её применяет – только и того, что есть «светлая» или «тёмная» магия. Но ведь это – всего лишь названия. В итоге, политическая борьба Ордена Света и Армады сводится исключительно к более или менее личностным нападкам, которые зачастую перерастают в бессмысленное поливание грязью друг друга. Таким образом, если резюмировать, абсурдность политического процесса в БК заключаются, прежде всего, в том, что собственно общественность проекта никакой роли в политической жизни не играет. Даже формальной. А потому и электората в БК нет – он выродился исключительно в статистические показатели посещаемости клан-сайтов. Между тем, как мы поняли, в Бойцовском клубе есть уже готовые «парламентарии», за которых борются клан-партии. И есть политики-голодранцы, которые борются за внимание лидирующих клан-партий. И эта, простите, борьба, опять же, абсурдна, так как в её результате невозможно прийти к власти. Ибо Администрация проекта - единственный орган, принимающий решения и издающий законы БК. Другими словами, реальной власти внутри игрового мира БК попросту нет. На каждого героя найдётся свой балрог. Глорфиндел. 2. Экономика как Дьявол Бойцовского клуба. 2.1. Об экономике Бойцовского клуба написано достаточное количество статей. Однако в известных мне материалах не затрагивалась очень важная особенность БК-шной экономики, которая никак не связана с законами преобразования денег в большие деньги. На мой взгляд, экономика в БК невероятно демонизирована многочисленными «страшилками» о том, что хозяева проекта «лопатой деньги гребут с нас, простых игроков». А ведь сколько раз твердили Миру: не считай деньги в чужом кармане… Обоснованность или мифичность слухов о сверхприбылях владельцев проекта я анализировать, разумеется, не стану: во-первых, нет достоверной информации, а во-вторых – меня это попросту не интересует. Чего и другим желаю искренне и от души. На мой взгляд, значительно интереснее само социальное явление – зловещий миф об Экономике проекта «Бойцовский клуб», который по уровню «закошмаренности» вполне в состоянии тягаться с Гееной Огненной в воображении средневековых монахинь. Дьявол-из-Денег в Бойцовском клубе живёт своей особой жизнью и пользуется настолько мощным авторитетом, что любая перемена в игре воспринимается не иначе, как проявление бездонной жадности владельцев проекта и их же невероятной гордыни. Герои и сюжетные линии мифа о «нашем экономическом Диаволе» чрезвычайно разнообразны. Здесь и сервер, задвинутый под диван, на котором спит ленивый главный админ, и админы попроще, которые, словно мелкие бесы, глумясь, режут селёдку прямо на аппаратуре и заливают всё тот же многострадальный сервер пивом. Здесь и особенно злобный экономический чёрт-админ, который придумывает – как заставить «простых игроков» вкладывать в игру не 50, а 51 евро в месяц… Думаю, можно целую демонологию БК построить, опираясь только на высказывания игроков. 2.2. Казалось бы – ну и пусть пугают БК-шники друг друга всеобъемлющей админской жадностью. Что в этом интересного, и причём здесь Лужков? На мой взгляд, интересен этот БК-шный экономический Дьявол тем, что именно благодаря ему политическая жизнь в клубе столь активна, а политическая борьба столь бескомпромиссна. Как мы уже поняли – ведётся оная борьба явно не за власть. А за что тогда? Да за деньги, конечно. Игрушечные. Точнее - за игровые возможности, которые можно получить бесплатно. Те же «абилковые» «нападалки», например, каждая из которых делает бизнес наёмника чуточку прибыльнее. И ещё – за право или хотя бы надежду быть услышанным администрацией. А уж если твоё обращение удостаивается ответа, то смело можно считать свою политическую карьеру успешной. В худшем случае – успешно завершённой по причине блока от ангела. С другой стороны, именно Дьявол-из-Денег заставляет «простого игрока» считать каждый кредит и стараться вложить его в игру как можно более эффективно. Поэтому даже незначительное изменение/подорожание игрового процесса вызывает бурю праведного негодования и километры нытья на форумах. Именно благодаря Дьяволу-из-Денег не успевшие подружиться персонажи не пользуются никаким уважением друг у друга: «Этот нищий нуууб четвёртого левела не потратил на игру ни цента, тогда как героический я на своём пятом уже аж 10 кровных евров вбухал! И это за какой-то год игры!» Или наоборот: «Этот нуууб за месяц дошёл до 8 уровня и ничего так и не понял в этой игре, тогда как я – крупнейший специалист по тонкостям подбора комплектов - больше года сижу на 7-м. Как ему это удалось? Да он просто зарядил немерено бабла и тупо купил дарк-стил, а потом мы ещё удивляться будем – откуда столько нууубов на 10 леваке». Кроме того, на младших уровнях большинство активно ненавидит «екрщиков», на старших - такое же отношение к «голодранцам». И все вместе завуалировано и опасливо недолюбливают артников и магов. И если неприязнь и чванливое отношение к малообеспеченным или малоуровневым персонажам мне лично кажется чем-то абсолютно неприличным, то неприязнь к богатым игрокам – в очередной раз абсурдна с точки зрения жизнеспособности проекта. И крайне недальновидно было допустить развитие подобного стереотипического отношения к «игрокам-инвесторам». Ведь куда более полезна была бы другая логика: если человек обрядил своего персонажа в дорогие картинки – значит, вложил много денег в проект – значит, проект развивается – значит, от этого всем будет только лучше. 2.3. Так или иначе, а факт остаётся фактом: километровые статьи+коментарии на клан-сайтах и топики на форуме посвящены именно копеечным подсчётам затрат на игровой процесс – своим и чужим. И это самым отвратительным образом сказывается на внутренней атмосфере в нынешнем БК. Наёмники в безумно дорогом снаряжении готовы порвать в клочья ничтожного бойца, который не оплатил найм – аж целых 12 кредитов. Лекари объявляют крестовые походы на неплательщиков и «кровавят» всей гильдией шутника, который предложил им вылечить нелечимую травму от Знахаря. Всё это для того – чтобы другим было неповадно. В свою очередь, небогатые бойцы готовы начисто потерять своё человеческое лицо и виртуальное ВЦ всё из-за тех же 12 кредитов. Далее. Статус пророка обретает всякий, кто сумел пройти до 6-8 уровня без вложения средств. Героическая личность, безусловно, кто спорит. Спрашивается – а зачем? Если человек просто поставил себе такую игровую цель – стать 8 уровнем без капиталовложений и без «мультов», то это достойно уважения. Но ведь зачастую такие «подвиги» совершаются не из спортивного интереса, а из принципа: «ни одного евро жадоба-админ от меня не получит». И при этом произносятся пламенные речи о любви к БК. А это, согласитесь, совсем другое дело. Кстати, разветвлённые «семейные» отношения в БК тоже нередко имеют под собой сугубо экономический фундамент. Таким образом, Экономика-ака-Диавол оказывается очень активным мифом, который не только формирует весьма неуютную атмосферу в клубе, но и расставляет администрацию проекта и игроков по разные стороны баррикады. А я-то думала, что это обручальное кольцо… Галадриэль. 3. Волшебный малиновый пиджак или режущий урон из пистолета. 3.1. Хронический эльфийский вопрос: «В чём корень зла, брат?» Помнится, в советской школе на уроках литературы учили анализировать произведение с точки зрения единства формы и содержания. Применим этот метод к нашей дорогой игре. Когда друг привел меня в Бойцовский клуб, я, прежде всего, заинтересовался обещанием, которое прочитал где-то в библиотеке БК. Хотите - верьте, хотите – нет, но прежде чем зарегистрироваться, я несколько дней сидел в БК-шной библиотеке. Дословно не помню, но суть постулата, который стал для меня решающим, сводилась к тому, что мир БК – это мир мечей и магии, пронизанный духом европейского средневековья и фэнтэзи. И что же на самом деле? Сначала меня изумило огромное количество журналистов и разнокачественных СМИ, потом появились совершенно непонятные с точки зрения средневековья VIP, а потом выяснилось, что многочисленные разновидности заурядной человеческой подлости являются в БК «допустимыми игровыми возможностями». Дальше – больше. Алхимик и дилер мирно уживаются в одном лице. Структура, которая похожа на муниципалитет и полицию в одном флаконе, почему-то называется Орденом Света. Зачем-то создаётся альтернативная полиция, которая называется просто и со вкусом Армада. Всё это происходит на фоне околодемократической риторики, и массовой бескомпромиссной борьбы за подлинно демократические ценности в отношении к отдельно взятому борцу. И, разумеется, справедливости в БК нет и не будет – заявляет местный Тёмный бог. 3.2. Возникает вопрос: а зачем здесь вообще мечи? И рассредоточенные по всему проекту ошмётки средневековщины? Ну и дрались бы ломами, монтировками, резиновыми дубинками, в конце концов. А супер-артефактом был бы газосварочный аппарат (двуручное оружие) и Ключ-на-17 (отвинчивает одну случайную часть тела за один размен ударами, начиная с ВЦ). Вместо доспехов – ватники, дублёнки и кожаные куртки, шапки-ушанки, кепки, арт-бейсболки от Версаче с мф «согну в бараний рог любого», например… Это даже не пародия, а какая-то неприглядная мутная эклектика. С таким же успехом можно переименовать Премьер-министра РФ в Понтифика, а главу Минфина - в Алхимика. В Европе сначала немного ошалеют, а потом привыкнут – по сути-то верно получится… На мой взгляд, обилие таких малозначительных и вполне терпимых по отдельности «несвязух» в целом даёт качественный скачок – к некой Глобальной «Несвязухе», которая попросту не позволяет выстроить непротиворечивый виртуальный социум в БК. Казалось бы, ну почему вместо VIP не ввести титулы – пусть будет граф Пух или герцог Эмгыр вар Эмрейс. Ну, хорошо, пусть не герцог, пусть Великий Князь Тёмных Земель Император. Пусть высокопоставленный паладин будет лорд-мэром или маркизом Ангелса, пусть несколько городов объединятся в Союз кантонов Нейтральных Земель… Да мало ли как ещё всё это можно было бы адекватно назвать? Подчеркну – просто назвать, чтобы не разрушать атмосферу волшебной средневековой легенды. Если выдержать стиль в основном и глобальном, то тогда совершенно без потери достоверности можно будет в шутку подарить какому-нибудь заслуженному персонажу именное оружие: ПЗРК «Игла», например, который не стреляет, зато как дубина бьёт исключительно на –500. 3.3. Главный вред от Глобальной «Несвязухи», на мой взгляд, заключается в том, что именно она выпускает на свободу экономического Дьявола, так как неструктурированное, «толпообразное» общество всегда рождает мифического врага. Так же, как «сон разума рождает чудовищ». Далее Дьявол-из-Денег создаёт почву для всяких псевдо-демократических спекуляций, цель которых – выморозить из администрации хоть какие-нибудь дополнительные возможности. А это, в свою очередь, раздувает нелепую политическую борьбу, которая в итоге делает игроков и администрацию заклятыми друзьями. Не проще ли адекватно выстроить БК-шный социум по имущественному признаку и в соответствие со средневековыми представлениями? И не играть в странную малоинтересную «околофэнтэзюшную» демократию, в рамках которой все, конечно, равны, но некоторые «более равны, чем другие»? Причём, структуру общества можно сделать весьма подробной, чтобы никто не считал себя забытым и униженным. Тогда каждый будет чётко понимать, что за конкретные деньги игрок получит вполне конкретный статус и весьма конкретные возможности, которыми он может распорядиться умно. Ну, или не очень умно. И пусть игрок, который не хочет/не может вкладывать реальные деньги в проект, так и идёт на 21 уровень Благородным Варваром и имеет пусть небольшие, но чёткие и ясные игровые возможности в соответствие со своим статусом. А игрок, который вложил в проект 10 тыс. долларов США, пусть решает сам: быть ли ему лордом, который воюет в сопровождении вассалов? Или быть странствующим королевичем, который ни от кого не зависит? Или же быть пэром Империи и иметь уникальные права и обязанности - как перед администрацией проекта, так и перед «простыми игроками». Тем временем, современный социум в Бойцовском Клубе являет жалкое зрелище, так как период его полураспада оказался весьма небольшим. К счастью, живые люди, эльфы, гномы, орки и прочие реальные личности, которые при помощи Интернет приходят в мир БК, - значительно сложнее и гибче нестабильных изотопов. А, значит, период полураспада социума БК можно заметно увеличить, если приложить нетривиальные и последовательные усилия по стабилизации и упорядочению оного социума. Для особо вдумчивых поясню: время жизни игрового социума прямо пропорционально времени эффективного существования проекта. И коэффициент пересчёта ненамного отличается от единицы. С искренним уважением ко всем жителям Бойцовского Клуба, к администрации проекта и лично Мироздателю, Anorfin o Gondolin, эльф. Просто эльф. 28.03.2006 11:43 - Anorfin Edhel
|